1
Социология как наука. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности). Объект - общество как целостность. Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы - родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции - это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. М. Вебер (н. XX века), немецкий социолог: «главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий». Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей. Специфика социологического объяснения связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре. Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией. Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью. Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладают определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом. 2
Методы социологии. ЭКСПЕРИМЕНТ. СРАВНЕНИЕ. НАБЛЮДЕНИЕ (вкл/невкл, непосредственное восприятие явлений и процессов в их целостности и динамике), ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ (АНКЕТИРОВАНИЕ – в небольшой аудитории на доступном языке; вопросы открытые/закрытые, не должны подсказывать ответ, должны провоцировать развёрнутый ответ, БЕСЕДА – выяснение сущности интересующих сторон, ход можно корректировать, РЕЙТИНГ – оценка с последующим расположением данных в зависимости от убывания показателей). ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРИМЕНТ – проверка выдвинутых гипотез (констатирующий (естественный), формирующий (лабораторный)). Метод социологического МОДЕЛИРОВАНИЯ – схемы, таблицы – характеризует изучаемое явление. АНАЛИЗ. ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ (материала газет, телепередач, мнений избирателей в ходе проведения предвыборных кампаний).
3
Законы и категории (понятия). Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи соц. явлений и процессов, прежде всего соц. деятельности людей. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил, раскрывает сущность явлений и процессов: 1) Законы, отражающие инвариантное неизменяющееся сосуществование социальных или связанных с ними явлений: ЕСЛИ ЕСТЬ ЯВЛЕНИЕ А, ДОЛЖНО БЫТЬ И ЯВЛЕНИЕ Б. (При тоталитарном управлении обязательно есть оппозиция). 2) Законы, отражающие тенденции развития: обуславливают динамику структуры соц. объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. 3) Законы, устанавливающие функциональную зависимость между соц. явлениями. Эти законы характеризуют вариабельность системы, возможность принимать различные состояния. (Чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом). 4) Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. (Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин). 5) Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями. (Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов. Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии). Ключевые понятие: СОЦИАЛЬНОЕ — совокупность свойств и особенностей общ. отношений, интегрированная индивидами/общностями в процессе совместной деятельности и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к процессам общ жизни. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – сфера воспроизводства субъекта, т. е. воспроизводства субъекта для будущего и поддержания его существования в настоящем, для того, чтобы можно было плодотворно функционировать в сферах производственной, политической, культурно-духовной. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – нормативно одобренный образ поведения. ПОЗИЦИЯ – то как индивид относится к своей роли, функциям. Позитивизм -- 1. Доктрина, сформулированная О.Контом, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. 2. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. Структурализм -- 1. Социологический анализ с точки зрения социальной структуры. 2. Методологические и теоретические подходы к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой. Социальная структура -- 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации, например, «социальная структура России». Функционализм - теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. Структурный функционализм - 1. Теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем. 2. (В более узком смысле слова) Особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от «функционализма» в целом и называемая структурным функционализмом. Дискурс -- определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок. Например, М. Фуко описывает существование в обществе различных дискурсов безумия (то есть типов мышления и общественного обсуждения проблемы безумия), сменявших друг друга с течением столетий. Например, в раннем средневековье безумный человек рассматривался как наделенный особым видением мира мудрец, а в ХХ в. -- как больной. Спекулятивное знание - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено на осмысление оснований культуры и науки, в том числе философии.Целое, Множество, Структура, Функция. Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются все остальные группы и ряды категорий и понятий, является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта (социальная общность, семья, трудовой коллектив, личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение, борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении. Здесь исключительное значение играют знания о каждой из предметных областей. Эти знания, а и соответствующие понятия, категорийный аппарат накапливаются и систематизируются в специальных социологических теориях. Основные понятия:
позитивизм, эволюционизм, феноменология, процесс институционализации, гносеология, научное направление, национально-буржуазная идеология, гуманистическая ориентация социальных теорий, социальные потребности, концепция, социальная философия, сознание, субъективное направление в социологии, общество, личность, детерминизм, структура социологического знания и социологической теории, эмпиризм, функционализм.
4
Прикладная Социология — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Основная ее функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
5
Функции социологии: 1 ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: социология как область научного знания, отличная от теологических представлений, идеологии и представляющая знание специализированное, доказательное. Это связано с использованием специального языка и спец. методов установления фактов, передаваемых посредством образования. 2 ПРАКТИЧЕСКИ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная): использование социологического знания в различных областях соц. практики, например, во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. 3 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.
6
Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.
1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.
2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.
3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.
7
Развіццё сацыялогіі ў XIX - пачатку XX ст. Возникновение как науки приходится на З0-е г. XIX в, как реакция на общественную потребность знать и изучать целостности социальный мир. Основатель - О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии. Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Соц. эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма. Большое влияние на развитие социологии оказали идеи Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя... Психологическое направление в социологии, конца XIX – н. XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули) - приближение к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Интерес к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми. Ф. Теннис: социология анализирует свой предмет независимо от его характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Г. Зиммель изучал формы соц. взаимодействия людей, носящих сквозной для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор. Главное - взаимодействие. Э. Дюркгейм: главными характеристиками его системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания. М. Вебер: учение об идеальных типах, как результате исследовательской деятельности ученого, не объективном. Появление "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Вебер: связь экономики, этики и религии.
8
В России. Русская социологическая мысль XIX – н. XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).
9
В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. Издается обширная социологическая литература. Основное направление - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. Различные соц. Школы. Дискуссия представителей немарксистской социологической мысли (Ковалевский, Михаиловский, Сорокин) и социологии марксизма влияние оказала книга Бухарина: социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. После выхода курс а " История ВКПб " Сталина на изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение соц. исследований, они получили права гражданства. Социология была поглощена философией. Социологи были вынуждены главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные. Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. К середине 60-х стали - первые крупные соц. труды Струмилина, Здравомыслова, Ядова. Были созданы первые социологические учреждения. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась. Запрет на развитие теоретической социология был снят в 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе.
11
Герберт Спенсер. О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.) – фр.философ, основоположник позитивизма и буржуазной социологии. Основная идея: отделение науки от метафизики ( т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии. Истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория Конта (2 части): "Социальная статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году. Его методы в социологии: Наблюдение социальных фактов, Эксперимент, Сравнение. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903) — англ. философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Взаимосвязь природы и общества. Идея эволюции на явления и процессы в природе и обществе —космические, химические, биологические и социальные. Психология и культура естественны по происхождению, а все естественное развивается по законам природы и эволюции. Общество подчиняется тем же законам эволюции. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах: эволюционной теории, органицизме (рассмотрение общества как определенного рода организма), и учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Индивид, хотя и часть целого (общества), это часть, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов: 1.рост, увеличение в объеме, 2.усложнение структуры,
3.дифференциация функций, 4.рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве. Принципы функционального подхода:
1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. 2.Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
3.Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
4.Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
12
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал
политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии. В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией,
выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,
которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,
обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим
собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле
обществом называют совокупность всех форм объединения и способов
взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их
миром.
13
Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права. Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям). Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные. Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.
14
Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение. Функции социальных систем: адаптационная, функция целедостижения, функция воспроизводства структуры, функция снятия напряжения. Понятие "социальная система" употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразумевалась прежде всего общая идея упорядоченности общественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию "социального порядка". Понятие "социальная система" было научно формализовано лишь в настоящее время, в связи с развитием системного подхода в науке. Социальная структура предполагает: 1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости, корреляции; 2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий; 3) наличие уровней, "этажей", согласно значимости элементов, входящих в структуру; 4) регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов. Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и поддержании всего общества и его составных частей. Общество - предельно широкая общность людей, и форма наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры, и рационально организованную форму совместной деятельности людей и т.п. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Позднее социологи стали выделять другие системообразующие признаки, но при этом все сходились в одном - общество понимали как своеобразный социальный организм, как сложное целостное образование. Все эти определения объединяет то, что они нацелены на системный подход к анализу общества. Динамика общества во многом зависит от его социальной структуры, но это не означает, что эволюция общества зависит только от него. Огромной силой обладают также присущие данному обществу политика, экономика, культура, идеология и образование. Их действие осуществляется через активность социальных групп, которая, в свою очередь, зависит от места, занимаемого группой в социальной структуре общества. Характерным признаком социальных систем является их человеческая сущность и природа. Социальные системы являются одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Это обязательно необходимо учитывать при рассмотрении структуры общества. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние, общество производит человека, в то же время человек производит общество. Взаимодействие конкретных людей, в конечном счете, образует социальную структуру. Поэтому социальная структура - это не что иное, как совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции - это результат деятельности человека.
15
К. Маркс основатель теории конфликта. 1. Большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.
2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.
16
Социальная общность — широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Складываются на различной основе, многообразны. Общности, формирующиеся в сфере общественного производства (КЛАССЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ), вырастающие на этнической основе (НАРОДНОСТИ, НАЦИИ), на основе демографических различий (ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОБЩНОСТИ) и др. Исторически первой формой социальной общности была СЕМЬЯ и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как РОД И ПЛЕМЯ. Характерно: общие объективные характеристики, осознание единства своих интересов, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).
17
Социальные связи - это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга, это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Различают следующие виды контактов: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ, ПСИХИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. * ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНТАКТ: взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный - когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет.
* ПСИХИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.). Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми. * СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт - это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности. Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих. Простейший пример социального контакта - покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт - вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт - выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт - вы покупаете газету. В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть ВРЕМЕННЫМИ (МИМОЛЕТНЫМИ, ПРЕХОДЯЩИМИ) И УСТОЙЧИВЫМИ (ПРОЧНЫМИ). В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, а неформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.
В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера. В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).
18
Социальный процесс - последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Следует отметить, что в обыденном состоянии понятия “изменение” и “развитие” чаще всего отождествляются. Одно дело, когда изменение происходит в рамках данного социального явления, не затрагивая его качественных характеристик , а другое дело, когда они выходят за пределы существующего качества, трансформируя социальное явление, т. е. изменяя его качество. Поэтому на уровне научного анализа понятие “изменение” следует рассматривать как более широкое по сравнению с понятием “развитие”. Социальное изменение – переход социального объекта из одного социального состояния в другое, происходящее с течением времени и вызывающее преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его индивидов и групп. Социальное развитие это не всякое изменение, а лишь такое, которое связано более или менее глубинными, структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых социальных структур, общественных отношений, институтов, норм, символов и ценностей. Система развивается если изменения приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов, а также отношений межу ними. Система подвергается регрессу, если изменения приводят к объединению ее составных элементов, а так же отношений между ними.
19
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: РАБСТВО, КАСТЫ, СОСЛОВИЯ И КЛАССЫ. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи