Воскресенье, 19.05.2024, 05:09
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ » Other » Для учебы. Пригодится » Социология (кратко по билетам)
Социология
ЁжикДата: Среда, 09.06.2010, 10:59 | Сообщение # 1
Ёж птица гордая
Группа: Администраторы
Сообщений: 774
Репутация: 6
Статус: Offline
1
Социология как наука. Социология - учение об обществе. Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют. Социология - область научного знания, связанная с изучением соц. взаимодействия и его результатов (соц. отношений и институтов, соц. общностей и личностей, а также самого общества, как целостности). Объект - общество как целостность. Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология должна была опираться на опыт, наблюдение. Идея Конта - уподобить изучение общества изучению природы - родилась во Франции в середине XVIII века. Она (Фр.) перенесла за короткий срок 3 революции - это предпосылки для изучения общества и его изменения. Так же повлияло развитие естествознания: если люди научились понимать законы природы, значит можно изучить законы развития общества. Проект социологии у Конта подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. Практический смысл социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому совершенствованию. М. Вебер (н. XX века), немецкий социолог: «главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий». Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей. Специфика социологического объяснения связана с определенным подходом к объяснению человеческих (социальных) действий и их результатов. Объяснение социологического типа можно свести к объяснению поведения людей, различиями в культурной принадлежности и различным положением в социальной структуре. Культурная принадлежность связана с усвоенными целями, нормами поведения, языком, идентификацией. Идентификация - отождествление человеком себя с какой-то общностью. Местоположение действующих в соц. структуре связано с формальными и неформальными стандартами ресурсов, доступных человеку (например, директор и секретарша). Т.о., с точки зрения социологии, люди действуют таким образом потому, что принадлежат к определенной культуре и потому, что обладают определенными ресурсами для этого. Социологические объяснения связывают действия индивидов с развитием общества в целом.

2
Методы социологии. ЭКСПЕРИМЕНТ. СРАВНЕНИЕ. НАБЛЮДЕНИЕ (вкл/невкл, непосредственное восприятие явлений и процессов в их целостности и динамике), ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ (АНКЕТИРОВАНИЕ – в небольшой аудитории на доступном языке; вопросы открытые/закрытые, не должны подсказывать ответ, должны провоцировать развёрнутый ответ, БЕСЕДА – выяснение сущности интересующих сторон, ход можно корректировать, РЕЙТИНГ – оценка с последующим расположением данных в зависимости от убывания показателей). ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭКСПЕРИМЕНТ – проверка выдвинутых гипотез (констатирующий (естественный), формирующий (лабораторный)). Метод социологического МОДЕЛИРОВАНИЯ – схемы, таблицы – характеризует изучаемое явление. АНАЛИЗ. ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ (материала газет, телепередач, мнений избирателей в ходе проведения предвыборных кампаний).

3
Законы и категории (понятия). Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи соц. явлений и процессов, прежде всего соц. деятельности людей. Соц. законы выражают устойчивое взаимодействие сил, раскрывает сущность явлений и процессов: 1) Законы, отражающие инвариантное неизменяющееся сосуществование социальных или связанных с ними явлений: ЕСЛИ ЕСТЬ ЯВЛЕНИЕ А, ДОЛЖНО БЫТЬ И ЯВЛЕНИЕ Б. (При тоталитарном управлении обязательно есть оппозиция). 2) Законы, отражающие тенденции развития: обуславливают динамику структуры соц. объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. ЗАКОН РАЗВИТИЯ. 3) Законы, устанавливающие функциональную зависимость между соц. явлениями. Эти законы характеризуют вариабельность системы, возможность принимать различные состояния. (Чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом). 4) Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. (Пример: Необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин). 5) Законы, устанавливающие вероятность связей между социальными явлениями. (Пример: Рост экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов. Рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии). Ключевые понятие: СОЦИАЛЬНОЕ — совокупность свойств и особенностей общ. отношений, интегрированная индивидами/общностями в процессе совместной деятельности и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к процессам общ жизни. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА – сфера воспроизводства субъекта, т. е. воспроизводства субъекта для будущего и поддержания его существования в настоящем, для того, чтобы можно было плодотворно функционировать в сферах производственной, политической, культурно-духовной. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ – нормативно одобренный образ поведения. ПОЗИЦИЯ – то как индивид относится к своей роли, функциям. Позитивизм -- 1. Доктрина, сформулированная О.Контом, согласно которой только истинное знание является научным, т.е. способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. 2. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. Структурализм -- 1. Социологический анализ с точки зрения социальной структуры. 2. Методологические и теоретические подходы к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой. Социальная структура -- 1. Относительно постоянная модель или взаимосвязь социальных элементов, например, классовая структура. 2. Более или менее постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, группе или социальной организации, например, «социальная структура России». Функционализм - теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. Структурный функционализм - 1. Теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем. 2. (В более узком смысле слова) Особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от «функционализма» в целом и называемая структурным функционализмом. Дискурс -- определенная область использования языка, единство которой обусловлено наличием общих для многих людей установок. Например, М. Фуко описывает существование в обществе различных дискурсов безумия (то есть типов мышления и общественного обсуждения проблемы безумия), сменявших друг друга с течением столетий. Например, в раннем средневековье безумный человек рассматривался как наделенный особым видением мира мудрец, а в ХХ в. -- как больной. Спекулятивное знание - тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии и направлено на осмысление оснований культуры и науки, в том числе философии.Целое, Множество, Структура, Функция. Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются все остальные группы и ряды категорий и понятий, является категория “социальное в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта (социальная общность, семья, трудовой коллектив, личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение, борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении. Здесь исключительное значение играют знания о каждой из предметных областей. Эти знания, а и соответствующие понятия, категорийный аппарат накапливаются и систематизируются в специальных социологических теориях. Основные понятия:
позитивизм, эволюционизм, феноменология, процесс институционализации, гносеология, научное направление, национально-буржуазная идеология, гуманистическая ориентация социальных теорий, социальные потребности, концепция, социальная философия, сознание, субъективное направление в социологии, общество, личность, детерминизм, структура социологического знания и социологической теории, эмпиризм, функционализм.

4
Прикладная Социология — совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Основная ее функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

5
Функции социологии: 1 ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: социология как область научного знания, отличная от теологических представлений, идеологии и представляющая знание специализированное, доказательное. Это связано с использованием специального языка и спец. методов установления фактов, передаваемых посредством образования. 2 ПРАКТИЧЕСКИ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (организационно-управленческая, прогностическая, адаптационная): использование социологического знания в различных областях соц. практики, например, во взаимном приспособлении индивида и соц. среды. 3 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ: соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

6
Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.
1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.
2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.
3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

7
Развіццё сацыялогіі ў XIX - пачатку XX ст. Возникновение как науки приходится на З0-е г. XIX в, как реакция на общественную потребность знать и изучать целостности социальный мир. Основатель - О. Конт. Его идеи строгого отбора социальных фактов, понимания общества как органического целого оказались наиболее предпочтительными, для дальнейшего прогресса социологии. Активному проникновению в социологию эволюционизма способствовали взгляды Г. Спенсера. Соц. эволюция стала рассматриваться как продолжение биологической. Это явилось своеобразным импульсом для развития в социологии натурализма. Большое влияние на развитие социологии оказали идеи Маркса: об определяющей роли экономических факторов в развитии общества, отчуждении труда, классовой структуре и классовой борьбе, роли человека в изменении окружающего мира и самого себя... Психологическое направление в социологии, конца XIX – н. XX в. (А. Уорд, Ф. Гиддингс, Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули) - приближение к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Интерес к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми. Ф. Теннис: социология анализирует свой предмет независимо от его характеристик посредством использования многообразных аналитических построений. Это способствовало самоопределению и институционализации социологии. Г. Зиммель изучал формы соц. взаимодействия людей, носящих сквозной для человечества характер: конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор. Главное - взаимодействие. Э. Дюркгейм: главными характеристиками его системы были а) понимание общества как саморегулирующегося структурно-функционального организма; б) трактовка общественного порядка как нормального его состояния; в) рассмотрение в качестве основного регулирующего механизма морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания. М. Вебер: учение об идеальных типах, как результате исследовательской деятельности ученого, не объективном. Появление "понимающей социологии", исходным пунктом которой стало осмысленное социальное действие. Вебер: связь экономики, этики и религии.

8
В России. Русская социологическая мысль XIX – н. XX в. отражала взгляды различных социальных и идейно-политических сил - от революционно-демократических до консервативных. Основными ее течениями были: позитивизм (М.М. Ковалевский), религиозный консерватизм (Н. Я. Данилевский), психологизм (Н.И. Кареев, Е.В. де-Роберти), субъективизм (Н.К. Михайловский).

9
В 1919 г. был учрежден Социобиологический институт. Издается обширная социологическая литература. Основное направление - выявить соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма. Различные соц. Школы. Дискуссия представителей немарксистской социологической мысли (Ковалевский, Михаиловский, Сорокин) и социологии марксизма влияние оказала книга Бухарина: социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии. После выхода курс а " История ВКПб " Сталина на изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологию: началось возрождение соц. исследований, они получили права гражданства. Социология была поглощена философией. Социологи были вынуждены главный акцент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные. Такие научные понятия как экология, отчуждение, социальная динамика, социология труда, социология политики, социология семьи, социология религии, социальная норма и др. были под запретом. К середине 60-х стали - первые крупные соц. труды Струмилина, Здравомыслова, Ядова. Были созданы первые социологические учреждения. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период "застоя". А после выхода в свет "Лекций по социологии " Ю. Левады, институт социологических исследований был объявлен в насаждение буржуазных теоретических концепций. Вновь понятие "социология" оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась. Запрет на развитие теоретической социология был снят в 1988 г. Закончился семидесятилетний период борьбы социологии как самостоятельной науки об обществе.

11
Герберт Спенсер. О. Конт - основоположник социалистической науки. Огюст Конт (1798-1857г.г.) – фр.философ, основоположник позитивизма и буржуазной социологии. Основная идея: отделение науки от метафизики ( т.е. учение о сверхчувствах, парапсихологии) и теологии. Истинная наука должна отказаться от неразрешимых вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом систем он считал общество, человечество. Социальная теория Конта (2 части): "Социальная статика" и "Социальная динамика". Основной интерес французский мыслитель направил на динамику. Первичный фактор социальной динамики - это духовное и умственное развитие. Вторичные факторы - это климат, раса, средняя продолжительность жизни, прирост населения. Вторичные факторы обуславливают разделение труда и побуждают интеллектуальных и моральных черт человека. Позитивист О. Конт - предложил выделить социологию как отдельную науку в 1836 году. Его методы в социологии: Наблюдение социальных фактов, Эксперимент, Сравнение. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР (1820-1903) — англ. философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Взаимосвязь природы и общества. Идея эволюции на явления и процессы в природе и обществе —космические, химические, биологические и социальные. Психология и культура естественны по происхождению, а все естественное развивается по законам природы и эволюции. Общество подчиняется тем же законам эволюции. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах: эволюционной теории, органицизме (рассмотрение общества как определенного рода организма), и учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Индивид, хотя и часть целого (общества), это часть, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов: 1.рост, увеличение в объеме, 2.усложнение структуры,
3.дифференциация функций, 4.рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве. Принципы функционального подхода:
1.Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д. 2.Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
3.Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
4.Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

12
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал
политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии. В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией,
выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное,
которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек,
обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим
собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле
обществом называют совокупность всех форм объединения и способов
взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их
миром.

13
Одной из наиболее известных является типология, основанная на теории "трех волн" А. Тофлера. По мнению исследователя, человечество в своем развитии пережило три волны радикальных преобразований: 1) аграрную революцию, превратившую кочевников в крестьян; 2) индустриальную революцию, превратившую аграрное общество в индустриальное; 3) технологическую революцию, связанную с началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу. Третья волна радикальных преобразований должна привести к непрерывному обновлению социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. В соответствии с этой теорией А. Тофлер выделил три типа обществ: 1) традиционное (аграрное); 2) капиталистическое (индустриальное); 3) современное (информационное). Современное общество характеризуется: 1) готовностью и стремлением к развитию, изменению (14); 2) высоким уровнем социальной мобильности (4.4); 3) рыночным механизмом регулирования поведения индивида в обществе; 4) рациональным развитием, основанном на научных знаниях и информации; 5) доминированием в общественном мировоззрении критицизма, рационализма и индивидуализма; 6) отсутствием конкретных предписаний и запретов, эрозией морали и права. Д. Белл предложил типологию, основанную на эволюции технологии и знания. Он выделил доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества. Последнее, по его мнению, характеризуется: 1) широкими торговыми отношениями между странами; 2) большим излишком товаров, доступных среднему человеку; 3) "информационным взрывом" (резким возрастанием роли и значения знаний и информации в обществе); 4) возникновением "глобальной деревни" ("сближением" стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям). Оригинальную историческую типологию обществ, основанную на господствующем виде производящей деятельности, предложили Г. Ленски и Дж. Ленски. Они выделили общества, живущие: 1) охотой и собирательством; 2) огороднические; 3) аграрные; 4) промышленные. Немецкий социолог Ф. Тённис противопоставлял современное и традиционное общества в зависимости от выраженного в них типа воли. Традиционное общество (гемайншафт – община) характеризуется естественной (инстинктивной) волей, направляющей поведение людей как бы сзади (например, материнская любовь), в нем господствуют инстинкты, чувства, органические отношения. Напротив, современное общество (гезельшафт) основано на рассудочной воле, предполагающей возможность выбора и сознательно поставленной цели деятельности, в нем господствуют расчетливый разум и механические отношения. В ходе истории, по мнению Ф. Тённиса, первый тип общества все более уступает место обществу второго типа.

14
Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение. Функции социальных систем: адаптационная, функция целедостижения, функция воспроизводства структуры, функция снятия напряжения. Понятие "социальная система" употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразумевалась прежде всего общая идея упорядоченности общественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию "социального порядка". Понятие "социальная система" было научно формализовано лишь в настоящее время, в связи с развитием системного подхода в науке. Социальная структура предполагает: 1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости, корреляции; 2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий; 3) наличие уровней, "этажей", согласно значимости элементов, входящих в структуру; 4) регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов. Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и поддержании всего общества и его составных частей. Общество - предельно широкая общность людей, и форма наиболее общей социальной связи, которая объединяет индивидов, группы в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры, и рационально организованную форму совместной деятельности людей и т.п. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности. Позднее социологи стали выделять другие системообразующие признаки, но при этом все сходились в одном - общество понимали как своеобразный социальный организм, как сложное целостное образование. Все эти определения объединяет то, что они нацелены на системный подход к анализу общества. Динамика общества во многом зависит от его социальной структуры, но это не означает, что эволюция общества зависит только от него. Огромной силой обладают также присущие данному обществу политика, экономика, культура, идеология и образование. Их действие осуществляется через активность социальных групп, которая, в свою очередь, зависит от места, занимаемого группой в социальной структуре общества. Характерным признаком социальных систем является их человеческая сущность и природа. Социальные системы являются одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Это обязательно необходимо учитывать при рассмотрении структуры общества. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние, общество производит человека, в то же время человек производит общество. Взаимодействие конкретных людей, в конечном счете, образует социальную структуру. Поэтому социальная структура - это не что иное, как совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции - это результат деятельности человека.

15
К. Маркс основатель теории конфликта. 1. Большой вклад в теорию стратификации общества, т.е. расслоение общества, в основе которого лежит владение собственностью, т.е. экономический фактор. Экономика и экономический фактор доминируют все социальные отношения в обществе.
2. Любое общество разделено на имущие и не имущие классы. Между этими классами существует непримиримые противоречия. 3. Эти противоречия могут быть устранены в результате классовой борьбы, которая является движущей силой развития общества. 4. Равенство людей, а следовательно справедливое общественное устройство, может быть достигнуто в результате социальной революции. Задача которой перераспределение собственности, через передачу его во владение государству. 5. История показала, что эта схема Маркса утопична, а социальное неравенство невозможно устранить, его можно только сгладить.

16
Социальная общность — широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа — это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Складываются на различной основе, многообразны. Общности, формирующиеся в сфере общественного производства (КЛАССЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ), вырастающие на этнической основе (НАРОДНОСТИ, НАЦИИ), на основе демографических различий (ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОБЩНОСТИ) и др. Исторически первой формой социальной общности была СЕМЬЯ и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как РОД И ПЛЕМЯ. Характерно: общие объективные характеристики, осознание единства своих интересов, более или менее развитое чувство «мы». Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность (в частности, «класса в себе» в «класс для себя»). Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (напр., в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

17
Социальные связи - это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга, это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Организованная система отношений, институтов и средств социального контроля, объединяющих индивидов, подгруппы и другие составные элементы в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию. Установление социальной связи не зависит от личных характеристик индивида, оно объективно. Различают следующие виды контактов: ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ, ПСИХИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. * ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ КОНТАКТ: взаимное наблюдение индивидов, в результате чего выясняется, обладает ли один из них теми чертами и свойствами, которые могут заинтересовать другого. Пространственный контакт бывает непосредственный и опосредованный. Непосредственный - когда наблюдение и встреча двух индивидов осуществляется непосредственно, а опосредованный, когда, например, рабочий ищет себе работу и, читая объявления, выясняет, подходит ли ему предлагаемая работа или нет.
* ПСИХИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Заинтересованность возникает на основе уже существующих потребностей наблюдающего. То есть после того, как индивид уяснил, что какие-то черты другого индивида могут каким-либо способом удовлетворить его потребности (биологические, экономические, культурные и т.д.). Заинтересованность может быть взаимной и односторонней. Например, молодой человек увидел в метро такую девушку, которая отвечает всем его потребностям и которую он давно искал и с которой хотел бы связать свою жизнь. Девушка взаимно оценивает его на предмет обладания им соответствующих ее потребностям черт. Сам по себе психический контакт не создает еще никакой связи, он является лишь условием и обязательным элементом для появления устойчивой связи, отношений между людьми. * СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. Психический контакт может перерасти в социальный контакт. Социальный контакт - это определенная система, в которую входят: минимум Два лица, какая-нибудь ценность, являющаяся основой контакта, и какие-нибудь взаимодействия по поводу этой ценности. Он происходит, если два индивида встречаются и начинают взаимодействовать для того, чтобы достичь обмена ценностями, в качестве которых могут выступать как вежливые слова, так и какие-либо предметы или ситуация, имеющие особое значение для обоих. Простейший пример социального контакта - покупка газет. Сначала устанавливается пространственный контакт - вы выясняете есть ли интересующая вас газета, затем психический контакт - выясняете готовность продавца продать, Т.е. наблюдаете за его заинтересованностью вами как покупателем, и в конечном результате на основе всего этого происходит социальный контакт - вы покупаете газету. В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть ВРЕМЕННЫМИ (МИМОЛЕТНЫМИ, ПРЕХОДЯЩИМИ) И УСТОЙЧИВЫМИ (ПРОЧНЫМИ). В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институци-онализированных интересов, а неформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.
В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера. В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).

18
Социальный процесс - последовательное изменение состояний или элементов социальной системы, и ее подсистем, выражающееся в изменении отношений между людьми и отношений между составными элементами системы. Следует отметить, что в обыденном состоянии понятия “изменение” и “развитие” чаще всего отождествляются. Одно дело, когда изменение происходит в рамках данного социального явления, не затрагивая его качественных характеристик , а другое дело, когда они выходят за пределы существующего качества, трансформируя социальное явление, т. е. изменяя его качество. Поэтому на уровне научного анализа понятие “изменение” следует рассматривать как более широкое по сравнению с понятием “развитие”. Социальное изменение – переход социального объекта из одного социального состояния в другое, происходящее с течением времени и вызывающее преобразование в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его индивидов и групп. Социальное развитие это не всякое изменение, а лишь такое, которое связано более или менее глубинными, структурными преобразованиями, ведущими к появлению новых социальных структур, общественных отношений, институтов, норм, символов и ценностей. Система развивается если изменения приводят к дифференциации и обогащению ее составных элементов, а также отношений межу ними. Система подвергается регрессу, если изменения приводят к объединению ее составных элементов, а так же отношений между ними.

19
Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: РАБСТВО, КАСТЫ, СОСЛОВИЯ И КЛАССЫ. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи


А с утра безголова от короткого слова на стекле электрички...
И что сегодня джа даст нам станет горьким лекарством.С песней по жизни...
 
ЁжикДата: Среда, 09.06.2010, 11:00 | Сообщение # 2
Ёж птица гордая
Группа: Администраторы
Сообщений: 774
Репутация: 6
Статус: Offline
21
Социально этнические общности. Важная роль в жизнедеятельности общества принадлежит социально этническим спильностям. Разнообразные социально этнические общности как субъекты общественных, в частности национальных и междунациональных отношений, предоставляют им особенного своеобразия, неповторимости, обогащая общий процесс развития етносуспильного бытия, социума, в целом.
В общем виде етносуспильни отношения можно характеризовать как взаимоотношения людей, которые принадлежат к разным социально этнических спильностей, то есть более-менее стойких исторически сформированных группировок людей. Етносуспильни процессы имеют глобальный характер. Они, в частности, предопределяются тем обстоятельством, что большинство социально этнических спильностей (а их в современном мире насчитывается больше четырех тысяч) проживают в многонациональных государствах. Все это существенно актуализирует глубокое изучение как исторических тенденций, так и современных сложных и противоречивых процессов развития социально этнических спильностей, етносуспильного бытия как необходимого условия его гармонизации и гуманизации.
Исторически первой социально этнической формой общности людей является род. В течение всей истории первобытного общества доминирующими были кровнородинни связки. Род как раз и является формой общности людей, которая основана на кровнородинних связках и ведет свое происхождение по одной линии, — материнской (в период матриархата) или родительской (в период патриархата), имеет общий язык, общие привычки, религиозные верования и некоторые элементы первобытной культуры.
Род как социальная общность людей возникает из первобытного человеческого стада и является результатом развития общества, его производительных сил, в частности форм общественной организации людей. Род, згуртовуючи в единственное целое членов общины, является ее ядром, обеспечивает воссоздание потомства (потомков) путем определенной регуляции брачно-семейных отношений на основе экзогамии (запрещения браков внутри рода). Родовой уклад характеризуется такими чертами, как первобытный коллективизм, господство общественной собственности, отсутствие частной собственности, моногамной семьи, имущественной и социальной дифференциации. Родовой организации жизни людей были также свойственные родовые культы, в частности культ вождя, фетишизм, анимизм (вера в существование душ и духов), тотемизм (одна из первобытных форм религиозных верований, для которой характерная вера в общее происхождение и кровное родство между данной группой людей (родом) и определенным видом животных, растений). Численность родовой общины была незначительной — не превышала 30—50 человек. Но с развитием первобытного общества численность родов постепенно увеличивается, позже происходит объединение их во фратрии (братства), а фратрий — в племена, а тех, в свою очередь, в союзы племен.
Племя, таким образом, образуется из совокупности близких друг друга родовых общин, как правило, из определенного количества связанных брачными отношениями родов. Племя — это относительно стала общность людей, что характеризуется кровнородинними отношениями, определенной общностью спивплеменникив, единственным языком, племенным самосознанием, общими элементами первобытной культуры. В основе данной общности лежит коллективная собственность на землю и общий труд, который и делал члена племени совладельцем собственности. Близькородинни племена часто объединялись в группы или союзы племен, которым было свойственное племенное самоуправление, в частности племенной совет, гражданские и военные вожди и т.д. Важнейшие вопросы решались на собраниях всех членов племени.

22
Социологический реализм Э. Дюркгейма ( 1858 -1917 ). Переход социологии от науки тождественной обществознанию к изучению соц. явлений и отношений общественной жизни. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого. Приверженец классич. научного метода в социологии: социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности, социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,
метод социального исследования должен быть точным и строгим. Важным критерием научности является объективность - социология не должна содержать субъективных впечатлений. «Правила социологического метода» - основные требования к соц. фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве науки: 1.«Рассматривать социальные факты как
вещь». Они внешни для индивидов, материальны, наблюдаемы и безличны, а существующие между фактами отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества. 2.Социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды. 3.Третье правило состоит в признании (приоритета) целого над составляющими его частями. Общество ¬¬– автономная система, со своими законами не сводимыми к действиям каждого индивида. Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Высоко оценивал роль разделения труда. Он выделял следующие признаки болезни общества: - аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность), - социальное неравенство, - неадекватное разделение труда.
Причины кризиса общества видел в отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм, регулирующих поведение членов общества.

23
Социально-демографические Группы – общности людей, объективно складывающиеся на основе некоторых единых социально-демографических признаков, например по полу (мужчины и женщины), по возрасту (дети, молодежь, люди зрелого возраста, пожилые, или старики). Сам по себе демографический признак нейтрален, он приобретает социальный смысл лишь в общем социально-историческом контексте. Скажем, «быть мужчиной» или «быть женщиной» означает не только обладать определенными физиологическими признаками, но и усвоить систему социальных (гендерных) ролей и соответствующих им стереотипов поведения, свойств характера, интересов, вкусов и т. п., которые и предстают как признаки мужественности или женственности. Отождествление человеком себя с той или иной социально-демографической группой – существенное условие его душевного комфорта, а нередко и счастья. Однако полная идентификация (отождествление, уподобление) себя с социально-демографической группой, ощущение душевной благоустроенности зачастую служит преградой для формирования творчески одаренной личности, сковывая любые проявления вольнодумства и отступления от принятых в этой группе правил и стереотипов поведения и мышления.

24
Понимающая социология М. Вебера: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение". Неклассический тип научной социологии разработан Вебером (1858-1918). Принципиальная противоположность законов природы и общества и – признание необходимости существования двух типов научного знания: наук о природе и гуманитарного знания. Социология — пограничная наука, которая должна заимствовать у них лучшее. У естественных — приверженность к точным фактам и причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод понимания.
Поэтому социологию Вебера называют понимающей.Поведение - отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка. Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным. Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие. Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь. Когда социальные связи регулярны - это нравы. Когда эти нравы узаконены - это норма. "Протестантская этика. Дух капитализма" - это историко-социологическое исследование, сравнивая проповеди, законы, выступления и т.д. Вебер пришел к выводу, что капитализм Западного образца стал возможен благодаря основным этическим принципам протестанткой религии: стремление к личному успеху, аскетизм, трудолюбие и т.д.

25
Феноменологическая социология была разработана австрийским философом и
Социологом Альфредом Шюцем (1899-1959). Собственная концепция понимающей
Социологии. Эта новая социология оказалась систематическим описанием познания
социального мира в процессе деятельности. Шюц пытался связать науку с миром
повседневного знания и опыта. Выявление такой связи крайне важно, но в то же время и
опасно, ибо оно лишает науку свойственной ей ауры объективности и
исключительности и показывает, что обыденное и научное познание социального
мира в принципе неразделимы. Концепция природы объективности социального мира, концепция рациональности социального взаимодействия и концепция повседневной реальности как реальности высшего порядка. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ— НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ, ИЗУЧАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРОИСХОДЯЩЕМУ С ПОЗИЦИИ БЛИЗКОЙ К ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ. ВО МНОГОМ ПРОДОЛЖАЕТ ЛИНИЮ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ (АЛЬФРЕД ШЮЦ) И СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ (КАРЛ МАННГЕЙМ). ПОДВЕРГАЛОСЬ МАССОВОЙ КРИТИКЕ СО СТОРОНЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Г. ГАРФИНКЕЛЬ для изучения современного общества применял методы социальной антропологии и этнографии. Обычаи – в рамках ментальности самого описываемого народа. Гарфинкель предложил изучать современность с методологической позиции социальной антропологии. Процедура интерпретации повседневной деятельности была очень важна для Гарфинкеля. Гарфинкель считал, что человек стремится рационально объяснять все свои действия, тем самым делая их рациональными, что позволяет упорядочить социальную жизнь. Важное условие взаимодействия – это взаимопонимание, но взаимопонимание – не просто правило регистрации событий, это некое соглашение между людьми, которое признает нормальными те или иные действия. Фактически социальное взаимодействие становится игрой. Изучение социального взаимодействия – это изучение правил этой игры. Гарфинкель предлагал эксперименты для изучения этих правил: понятные всем правила игры нарушать и наблюдать реакцию людей. По этим реакциям можно регистрировать нормы взаимоотношений, которые негласно существуют, считаются естественными. Изучая эти правила можно глубже понять законы взаимоотношения людей.

26
СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА 1. Город как объект социологического исследования В этой лекции речь пойдет о системах расселения - городах, селах, регионах. Это тоже социальные общности людей - только территориального типа. Они также являются объектами социологических исследований. Под городом понимается сконцентрированное территориальное поселение людей, занятых разнообразными и неоднородными видами трудовой деятельности, со специфическим образом жизни. Город - общность, по своим характеристикам в значительной мере противоположная сельской. Например, в патриархальной деревне, да и в современном селе принято здороваться с каждым человеком, в том числе и с незнакомым. А в городе, наоборот, считается неприличным, бестактным обращать внимание на незнакомого человека В селе проживает, как правило, несколько сотен человек, занятых в основном сельскохозяйственным трудом. Здесь культурные традиции, трудовые навыки передаются от отца к сыну, от матери к дочери. Все жители знают своих соседей, высок уровень конформизма, социального контроля. Немецкий социолог, Ф. Теннис для характеристики сельской поселенческой общности людей предложил концепцию гемайншафта - общины. В городах даже родственники чаще всего живут достаточно далеко друг от друга, здесь множество профессий и видов деятельности, ежедневные поездки на работу становятся частью образа жизни, наблюдается значительная анонимность общения. По выражению Ф. Тенниса, городская поселенческая общность - это не община, а скорее ассоциация людей - гезельшафт. Здесь в отличие от сельских поселений существенно ниже степень социального контроля за поведением людей. Уровень разводов в городе, например, в пять раз выше, подростковая преступность - типично городская проблема. В городских условиях существует опасность перенапряжения человеческого мозга, и человек как бы уходит в себя, отдаляется от других. В городах больше людей, страдающих психическими расстройствами. С марксистской точки зрения абсолютизация первого или второго из этих коренных свойств личности чревата тем, что, во-первых, социолог неадекватно рассматривает предмет своего исследования, а во-вторых, он оказывается в положении либо сторонника крайнего конформизма (личность — пассивный продукт социальных условий), либо апологетом крайнего субъективизма и индетерминизма (личность — самодовлеющий субъект социальной деятельности). Очевидно, что и с теоретической, и с нравственной точек зрения такие крайности недопустимы.

27
Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. Функции семьи: Репродуктивность, Хозяйственно-потребительская, Воспитательная, Восстановительная. В общей системе родственных отношений существуют 2 осн-х типа семейной структуры: Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников.
Форма брака. Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии. Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
Типы властных структур. Больш-во семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконенным. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко. В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это гл. образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Правила, регулирующие браки вне определенных групп (например, семей или кланов), являются правилами экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп.
Правило выбора местожительства.
В США большинство молодоженов предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей. В обществе, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Родословная и наследование имущества.
Существует 3 типа систем определения родословной и правил наследования собственности. Наиболее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком. В некоторых случаях родство определяется по женской линии. В нашем общ-ве нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной

28
Социальный институт - это совокупность лиц и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.
Виды социальных институтов. Экономика, политика, культура, семья, наука, образование ,мораль, искусство, идеология, и т.д. Четыре основных функции социальных институтов:
* Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
* Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
* Производство и распределение. Обеспечиваются зкономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
* Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций. Виды социальных институтов:
Г.Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов: 1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship); 2) распределительные (или экономические); 3) регулирующие (религия, политические системы).

29
В основе соц. групп лежат связи типа взаимодействия, т.е. происходят обмен сопряженными скоординированными действиями (количество членов 2 и более - семья, студенческая группа, круг друзей). Малые группы - те, где происходит прямой контакт, т.е. непосредственное взаимодействие. Большие группы - численно больше, кроме непосредственно личного взаимодействия существует опосредованное солидарное взаимодействие (классовые общности, территориальные общности). КВАЗИГРУППА - появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонний. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью. Формальные группы - традиционно организованные (КПРФ). Неформальные - с нетрадиционными, неклассическими требованиями (партия любителей пива). Анализ внутренних связей в группе. 1. У индивида, входящего в ту или иную группу, возникает личная связь со своими партнерами. Индивид оценивает важность, значимость связей с точки зрения решения своих личных проблем. 2. Внутренние связи в группе могут оцениваться с точки зрения укрепления престижа в целом, непосредственно на личных целях индивида это не сказывается. 3. Реакция индивида на взаимоотношение между другими членами группы. 4. Отношение коллег по группе с т. зрения достижений коллектива, т.е. каждый член общности не должен подводить весь коллектив. 5. Отношение с членами других конкурирующих или сотрудничающих общностей с т. зрения личных интересов индивида. 6. Отношение с членами других групп, но уже с т. зрения интересов всей группы, к которой принадлежит индивид.

30
Экология. На сегодняшний день в мире существует много экологических проблем, начиная от исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой вырождения человеческой расы. Наиболее важные проблемы:Загрязнение воздуха.Это связано с развитием фабрик,заводов.Многие люди нуждаются в новом жилье,тем самым приходится сокращать кол-во деревьев и тем самым в воздух поступает меньше кислорода.Машиностроение.в связи с увеличивается кол-во машин,происходит выброс вредных веществ-ухудшается воздух.Люди сами портят то что их окружает,выбрасывая мусор. Для улучшения охраны зеленых зон и лесапарковых территорий необходимо определить их четкие границы. Должны быть установлены и благоустроены в них места длительного и кратковременного отдыха населения. Организована охрана и своевременная очистка данных территорий. Значительную роль играет проведение работ по расширению в горадах и пригородных зонах площади зеленых насаждений, создание новых парков, садов, скверов.

31
Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем. Но применительно к социальным объектам термин "организации" употребляется в 3-х смыслах. 1. Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В таком значении словом "организация" можно назвать, например, предприятие, орган власти, добровольный союз и т.д. 2. Термин "организация" может обозначать определенную деятельность по организации, включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация выступает как процесс, связанный с целенаправленным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых. В этом смысле понятие "организация" совпадает с понятием "управления", хотя и не исчерпывает его. Под "организацией" может мыслиться характеристика степени упорядоченности какого-то объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - свойство, атрибут последнего.


А с утра безголова от короткого слова на стекле электрички...
И что сегодня джа даст нам станет горьким лекарством.С песней по жизни...
 
ЁжикДата: Среда, 09.06.2010, 11:00 | Сообщение # 3
Ёж птица гордая
Группа: Администраторы
Сообщений: 774
Репутация: 6
Статус: Offline
32
Социальный статус личности, социальные роли личности. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др. В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; б) системы ценностей, характерной для данного общества. Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу). Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.

34
Каждый человек тоже является сложной системой. В социологии различают понятия индивида и личности. Индивид - один из группы. Индивидуальность - это особенность, которая отличает одного человека от другого. Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. Тип личности - абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей. В типологии К. Юнга личности классифицируются на основании преобладания у них той или иной психологической функции-мышления, эмоций, ощущений или интуиции. Юнг подробно описал проявления этих функций как при интровертированной, так и при экстравертированной установках личности. Исходя из этого, он выделил мыслительный, эмоциональный (чувствующий), ощущающий и интуитивный типы личности. Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ: конформизм, ригидность, подавление эмоций и чувств, высокомерием по отношению к нижестоящим. Неустойчива и стремится к обретению безопасности на основе социальной иерархии и тесной включенности в группу. БАЗОВАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность типических личностных черт, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - уважительное, доверительное отношение к людям; терпимость, компромиссы; высокая информированность и самостоятельность суждений.
ИНТРОВЕРСИЯ - по К.Юнгу - индивид фиксирует свое внимание на своих собственных интересах, на своем внутреннем мире. Замкнутость. КОНСЕРВАТОР - человек консервативных убеждений, отстаивающий неизменность существующих устоев, принципов и традиций. МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность относительно устойчивых характеристик личности, типичной в данной общности. СКЕПТИК - человек, относящийся ко всему с недоверием, во всем сомневающийся.
ЭКСТРАВЕРСИЯ - по К.Юнгу – характеристика индивид сосредотачивает свои интересы на внешнем мире за счет своих собственных интересов, принижения личной значимости. Экстравертам свойственны импульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление инициативы, социальная адаптированность и открытость внутреннего мира.

35
Понятие «социальный статус» (от лат. – положение) это ранг и позиция индивида в группе, его взаимоотношения с другими индивидами; это совокупность прав, привилегий, обязанностей, которые связаны с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением
Виды социальных статусов 1. предписанный (прирожденный) человеку обществом или группой, в которой он живет: национальность, место рождения, социальное происхождение; регламентируется обрядом, показывающим переход в другой социальный статус (например, свадебный обряд: переход человека из статуса холостяка в статус женатого); 2. достигаемый (приобретаемый) человеком статус, благодаря собственным усилиям, возможностям за определяемый промежуток времени: профессия, образование (т.е., связанный с активностью субъекта по его обретению), например: рабочий предприятия стал директором – статус руководителя; 3. личный - определяющий положение субъекта в системе межличностных отношений, в зависимости от признания его личных качеств (особенно в малой группе);
Социальный статус оказывает влияние на поведение человека → зная статус, можно определить большинство качеств, предсказать действия. Критерии социального статуса Место в социальной структуре общества: • положение в сфере занятости;
• доход (размеры, форма); • связь с властными структурами;
• общественный престиж; Социальная мобильность любой переход индивида или группы людей от одной социальной позиции к другой

36
Социализация - это усвоение индивидом социального опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность. Факторы социализации: 1. система образования; 2. среда сверстников, круг друзей; 3. произведения искусства, литературы; 4. СМИ;
5. Политические институты (государство, партия); 6. Отдельные экономические и политические события; 7. Отдельная выдающаяся личность. Социализация - это не однонаправленный процесс.
Социализация осуществляется через деятельность, общение и развитие самосознания.

38
Характеристика культуры как социального явления.
1. культура является средством социализации личности, средством становления, формирования человека как личности.
2. Является средством индивидуализации личности, ее неповторимости.
3. Является предпосылкой свободы человека, т.к. она освобождает от шаблонов и стереотипов, является залогом самостоятельности личности.
4. Является средством воспитания дисциплины и ответственности.
5. Культура – это сквозная система, она пронизывает все виды человеческой деятельности.
6. Культура – это достояние всего человечества.
7. Культура – это процесс.
8. Культура бывает профессиональной и традиционной (народной).
9. Культурой управлять не возможно, т.к. это процесс непрерывный.
10. Культура бывает регрессивная и прогрессивная по отношению к человеку.
11. Делится на актуальную и не актуальную. Реальная культура – это те ценности и культуры прошлого и настоящего, культуры стан и народов, которые реально функционируют в данном обществе, в данный конкретный период времени. Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность
вычленять в обширном мире социологической науки особое направление -
социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей
социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на
методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке
о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на
взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. Социология
культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного
материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с
целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на
социальные институты, социальные движения, на скорость и характер
социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на
фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на
исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.
Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями людей,
их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами,
практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества.
Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные
процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние
средств массовой информации на социализацию личности, на общественные
настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных,
семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования,
динамикой численности учреждений культуры и т.д.

39
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется
натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая,
генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и
ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они
вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур
деятельности и общения. Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы
(молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.),
территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых
городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты,
католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне,
монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры
целого, но все же существенно отличаются от нее. Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления. В западной социологии этот термин в первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается,
что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем
людям. Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная
культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном
счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя
считать их антагонистичными. В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной
революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.
Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ
в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное
развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип
производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и
затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики. Структура культуры: 1. Материальные и духовные ценности.
- тот или иной предмет или произведение, которого отчуждается от автора.
- Деятельность, не отчуждаемая от автора. 2. нормы культуры, т.е. устойчивые требования общества к качеству деятельности и поведению членов общества. 3. Культурные традиции, обычаи, ритуалы. 4. Учреждения культуры.

43
П. Сорокин: "Соц. Мобильность - любой переход индивида или социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую. Виды: ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями. Массовые групповые перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими серьезными изменениями в социально- экономической структуре общества, обусловливающими появление новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию соответствующего их силе и влиянию места в социальной иерархии. Во - вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентация и идеалах населения. Происходит болезненная, но неизбежная смена политической элиты.

44
Конфликт социальный - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

45
Задача любого социологического исследования выявить причинно следственную связь между какими-то фактами. 1. Для этого выдвигается гипотеза, т.е. предположение, что одна группа фактов находится в причинной зависимости от другой группы фактов. 2. Любое исследование имеет под собой теоретическую методологическую базу, т.е. какие-то доказанные научные положения. 3. Различают 2 вида переменных в исследованиях - независимую, т.е. ту которое является причиной какого-либо факта. - зависимая, которое зависит от предыдущей. 4. Для решения выделяется группа респондентов, но вначале определяется генеральная совокупность, т.е. социальная группа или общность, которая будет исследоваться. Из этой группы выделяются респонденты, группа которых должна быть репрезентативна генеральной совокупности. Требование репрезентативной выборки означает, что по выбранным критериям или основаниям группа должна быть пропорциональна соответствующим параметрам генеральной совокупности. Выборочный метод - метод получения информации, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов. Проектирование выборки включает:
* Определение границ и состава генеральной совокупности (сплошное или выборочное исследование)
* Определение типа выборки (случайная, квотная, гнездовая, простая или многоcступенчатая)
* Определение объема выборки
* Расчет предельной ошибки выборки (репрезентативности)
* Определение технологии отбора объектов

46
Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки. Столь емкая структура программы исследования не плод научной фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой и помогает избежать ошибок в процессе проведения самого исследования и анализа его результатов. Что касается формулировки и обоснования проблемы исследования, то они возникают в связи с необходимостью получить полное представление о реально существующих противоречиях с расчетом найти оптимальные пути и средства их разрешения. Различные противоречивые ситуации, которые выдвигает перед нами сама жизнь, принято называть проблемой. Для инициаторов и организаторов социологического исследования проблема сравнима с состоянием `знания о незнании` определенных количественных и качественных изменений, тенденций развития и других характеристик какого-либо социального явления или процесса. В частности, это может быть незнание действительных причин текучести кадров или снижения творческого потенциала работников и т. п. В процессе формулировки проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом `важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенных`. Следует опасаться и другой крайности - выдвижения проблем слишком широкого плана. Если трудно сразу придать формулировке ясность и четкость, то, возможно, это удается сделать в дальнейшем, по мере методологической и методической разработки остальных частей программы. Иногда в ходе одного исследования приходится искать ответы на ряд проблем, что происходит, как правило, в тех случаях, когда сама исследовательская программа нацелена на многопроблемный анализ. В принципе же идти на изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его громоздким, что может снизить качество собираемой информации. Во-вторых, теряется оперативность исследования, что приводит в свою очередь к старению данных, потере их актуальности, а порой и практического смысла исследования в целом. Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных, узловых на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением. Как уже было отмечено, научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Вместе с тем причины возникновения проблемы могут лежать и за пределами объекта исследования. Это ведет к расширению его масштабов, чтобы можно было подойти к ее истокам.

47
Задача любого социологического исследования выяснить причинно-следственную связь между какими-то фактами. Методы выборочного исследования. Историко-социологическое исследование. Анализ документов. Эксперимент. Скрытое наблюдение. Включенное наблюдение.
Полевые исследования.

48
Обработка данных включает в себя следующие компоненты: 1) Редактирование и кодирование информации. Основное назначе¬ние этого шага состоит в унификации и формализации той инфор¬мации, которая была получена в ходе исследования. 2) Создание пе¬ременных. Собранная на основании анкет информация в ряде слу¬чаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. 3) Статистический анализ. В ходе статистического анализа выявляются некоторые ста¬тистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. 2 осн. мето¬да анализа: неформализованный (традиционный) и фор¬мализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания док-ов в соответствии с целью иссл-ия. Формализованный анализ докум-ых источников (контент-анализ — анализ со¬держания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных тради¬ционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некото¬рых количественных статистических хар-к текстов (или со-общений)
Формализованный анализ документов основан на стандарти¬зации процедур поиска, определения в содержании документа еди¬ниц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, геогра¬фические названия, имена политических деятелей и т. д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т. д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, те¬мам и т. п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей со¬циологического исследования.


А с утра безголова от короткого слова на стекле электрички...
И что сегодня джа даст нам станет горьким лекарством.С песней по жизни...
 
ФОРУМ » Other » Для учебы. Пригодится » Социология (кратко по билетам)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

| Сделать бесплатный сайт с uCoz