В обстоятельствах трагедии все еще много неясностей
|
В городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края завершились похороны
погибших в результате трагедии на атомной подводной лодке "Нерпа",
которая произошла во время испытаний в Японском море.
Из-за срабатывания автоматической системы пожаротушения от отравления
газом фреон умерли 20 человек, большинство из которых были гражданскими
специалистами, принимавшими участие в испытаниях субмарины.
Схема аварийного отсека
12 жителей Комсомольска-на-Амуре, занимавшихся на подводной
лодке наладкой электрооборудования, были похоронены с воинскими
почестями на аллее славы города. Позже на этом месте будет установлен
мемориал.
В среду в Хабаровском крае объявлен траур; здесь приспущены
государственные флаги, отменены развлекательные мероприятия. Во вторник
похороны некоторых погибших уже состоялись в Приморском крае.
"Погибли люди, искренне, сердцем преданные любимому делу, осознанно
выбравшие ответственную и сложную профессию, являющиеся гордостью
своего коллектива. Судостроители остались верны своему делу до
последнего дыхания", - сказал во время траурной церемонии мэр
Комсомольска-на-Амуре Владимир Михалев.
Жертвы спали
Между тем, в России продолжают обсуждать обстоятельства
трагедии, ставшей самым серьезным инцидентом на подводных лодках с
момента гибели субмарины "Курск" в 2000 году.
Виктор Рифк говорит, что газ подействовал на него, как наркотик
|
Выжившие в аварии на "Нерпе" рассказали журналистам, что
противопожарная система, выпустившая ядовитый фреон, сработала, когда
многие люди спали, чем и объясняется большое число погибших.
Некоторые эксперты предположили, что не у всех людей на борту имелись
индивидуальные дыхательные аппараты, которые профессиональные
подводники постоянно носят с собой. При этом особо подчеркивается, что
большинство погибших были гражданскими специалистами, и только трое -
военными.
Однако источники в комиссии по расследованию обстоятельств
происшествия заявили информационным агентствам, что по их данным,
жизненно необходимые аппараты были в достаточном количестве.
Их слова частично подтверждают уцелевшие во время аварии.
Слесарь-монтажник завода "Звезда" Виктор Рифк оказался в больнице
вместе с еще 20 пережившими трагедию, но в среду интервью с ним
появились в эфире телекомпании НТВ и в газете "Комсомольская правда".
"Я лежал отдыхал после вахты. Вдруг сверху прямо на меня пошел
фреон. Подействовал как наркотик. Я потерял сознание и очнулся уже на
борту [спасавшего] корабля "Адмирал Трибуц", - рассказал Рифк
"Комсомольской правде". Был ли пожар?
Газ фреон вытесняет кислород, именно благодаря этому свойству он применяется для тушения огня на подводных лодках.
Пока нет ясности и в вопросе о том, почему сработала автоматическая противопожарная система ЛОХ (лодочная объемная химическая).
Пресс-секретарь российского военно-морского флота Игорь Дыгало
подчеркнул, что пожара на подлодке не было, и об этом официально
сообщалось с самого начала. Включение системы Дыгало назвал
несанкционированным. По его словам, это - официальная версия причин
произошедшего.
Однако источник в комиссии по расследованию заявил агентству РИА
"Новости", что "система ЛОХ была полностью исправна". Он допустил, что
на лодке мог возникнуть пожар: "Сейчас главным стоит вопрос - произошел
пожар на лодке или нет".
Насколько можно понять, фреон был выпущен в жилой отсек лодки, при этом
он оказался задраен (изолирован от остальных частей лодки). Переборки
между отсеками задраиваются, в частности, в подводном положении, а
также когда срабатывает противопожарная система.
|